Техническое обследование строительных конструкций шахты лифта
https://expert-proect.ru/raboty-2021-goda/245-tekhnicheskoe-obsledovanie-stroitelnykh-konstruktsij-shakhty-lifta#sigFreeId76c558cb1b
Техническое обследование строительных конструкций шахты лифта, расположенного в НУЗ «Узловая больница на станции Новокузнецк ОАО «РЖД» по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Стальского, 1.
Заказчик - ООО "Лифт-Проект".
Необходимость проведения натурного обследования вызвана выполненной заменой существующего больничного лифта на новый с отдельными отклонениями от проектной документации.
Целью настоящей работы является оценка технического состояния строительных конструкций лифтовой шахты, в соответствии с требованиями действующих в настоящее время строительных норм и правил в целях выявления возможности безопасной эксплуатации оборудования установленного лифта.
По объемно-планировочному решению здание — четырехэтажное, отапливаемое, бесчердачное, с подвалом. Общие габаритные наружные размеры основного здания больницы составляют ~12×85м.
Здание построено в 1967 году по бескаркасной конструктивной схеме с несущими наружными и внутренними продольными стенами. Наружные и внутренние стены здания выполнены из кирпичной кладки на цементно-песчаном растворе. Толщины стен составляют 510мм и 380мм. Снаружи здания стены не утеплены, не оштукатурены. Изнутри стены облицованы, оштукатурены и окрашены.
Междуэтажные перекрытия и покрытие здания выполнены из сборных железобетонных многопустотных плит. Средняя высота 1÷4 этажей в свету составляет 3,0м, ориентировочная высота подвала – 2,7м.
Перемычки в оконных и дверных проемах здания сборные железобетонные брускового типа.
Кровля здания совмещенная с покрытием из рулонных битумных кровельных материалов.
Пространственная геометрическая неизменяемость и устойчивость остова здания обеспечивается за счёт совместной работы поперечных и продольных несущих стен здания, а также дисков междуэтажных перекрытий.
На момент проведения обследования установленный новый лифт с обследуемой шахтой не эксплуатировался (фактически не был введен в эксплуатацию).
Приямок лифтовой шахты глубиной 1340мм расположен ниже уровня пола подвального этажа здания. В приямке устроен кессон из металлических листов, расположены буферы кабины и противовеса, нижний шкив устройства ограничения скорости лифта с металлическим тросом и утяжелителем, а также металлическая лестница. Пол приямка расположен на отм.-3,900м. Поверхности кессона окрашены со стороны внутреннего пространства приямка.Высота лифтовой шахты (расстояние в чистоте от пола приямка до низа плиты перекрытия) составляет 17400мм. Таким образом, низ плиты перекрытия шахты расположен на отм.+13,500м.
Направляющие кабины и противовеса выполнены металлическими тавровыми в поперечном сечении на всю высоту лифтовой шахты. Крепление направляющих кабины и противовеса лифта выполнено к кирпичным продольным (боковым) стенам шахты при помощи специальных металлических регулируемых кронштейнов заводского изготовления (поставляемые в комплекте с лифтовым оборудованием) через предварительно установленные закладные детали (пластины). Крепежные стальные пластины толщиной 10мм закреплены к кирпичным стенам химическими анкерами М12×110мм в количестве 2шт. на каждую деталь. Габаритные размеры закладных пластин под крепление общих кронштейнов направляющих кабины и противовеса (закреплены на правой боковой стене при входе в лифт) составляют 400×150(h)мм, под кронштейны направляющей кабины (на левой стене) - 300×150(h)мм, под кронштейны направляющей противовеса (на правой стене) - 200×300(h)мм. Отмечалось приваривание части кронштейнов направляющих непосредственно к существующих закладным металлическим деталям, оставшимся от демонтированного лифта. Заводом-изготовителем лифтового оборудования предусмотрено крепление комплектных металлических кронштейнов направляющих с вертикальным шагом не более 1500мм непосредственно к стенам (в базовый материал) шахты с применением анкеров М12 в количестве 2шт. в каждом крепежном узле.
Обследование плиты перекрытия лифтовой шахты проводилось со стороны её верхней и нижней поверхностей: верхней поверхности плиты – надшахтного участка пола машинного отделения, нижней потолочной поверхности плиты перекрытия производилось непосредственно из лифтовой шахты.
Перекрытие шахты представлено монолитной железобетонной плитой толщиной 200мм с выполненными новыми технологическими отверстиями для пропуска стальных тяговых канатов и троса устройства ограничения скорости лифта, а также электрических кабелей, и замоноличенными существующими (первоначальными отверстиями от старого замененного лифта). Рабочее армирование монолитной плиты выполнено в нижней растянутой зоне сеткой из гладких стальных стержней ∅10мм класса AI по ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций» с ориентировочным размером ячейки (шагом) 350×250мм, средняя толщина защитного слоя составляет ~10мм. Опирается плита на кирпичные стены шахты по четырем сторонам и равномерно перекрывает лифтовую шахту. Плита перекрытия разграничивает пространство шахты и машинного помещения. Фактический класс бетона монолитной плиты перекрытия лифтовой шахты не ниже В10.
Машинное помещение расположено в уровне крыши здания в надстроенной части на кровле, выполненном для формирования технического этажа. Наружные стены машинного помещения выполнены толщиной 510*мм кирпичной кладкой на цементно-песчаном растворе. Внутренний разделяющий простенок выполнен кирпичным толщиной 250мм. Ограждающие перегородки для формирования машинного помещения выполнены из плоских асбестоцементных листов по металлокаркасу. Доступ в машинное отделение осуществляется из пространства технического этажа здания через дверной проем в кирпичном простенке с установленной противопожарной металлической дверью с габаритными размерами 800×1830(h)мм. Пол помещения на отм.+13,730м представлен выравнивающей цементно-песчаной стяжкой толщиной 30*мм, выполненной по плите перекрытия шахты. Покрытие над техническим этажом здания выполнено с уклоном из сборных железобетонных многопустотных плит толщиной 220мм. Высота машинного помещения переменная и составляет 1750-1950мм. В машинном помещении расположено лифтовое электромеханическое подъемное оборудование (лебедка), станция управления и вводное устройство. Монтажная балка (монорельс) или крюк в уровне покрытия машинного помещения для монтажа / обслуживания лифтового оборудования отсутствует. Монтажный люк в полу и оконный проем в стенах помещения также отсутствуют. На момент проведения обследования в машинном помещении был выполнен косметический ремонт с окраской стен, пола и потолка, а также подлебедочной рамы.
Оборудование лебедки (привод: электродвигатель, редуктор, шкив) установлено на отм.+13,920м на подлебедочную металлическую раму Г-образной формы в плане, сваренную из двутавровых балок №20Б1 по ГОСТ 26020-83 «Двутавры стальные горячекатаные с параллельными гранями полок». Главные (продольные) балки сопряжены попарно друг с другом с межосевым расстоянием 260мм при помощи поперечных второстепенных балок. Соединение двутавровых балок для формирования подлебедочной рамы выполнено сварным с катетом швов не менее 5мм. Смонтированные балки предусмотрены для частичной разгрузки плиты перекрытия шахты из-за увеличенной грузоподъемности нового лифта (г/п старого лифта - 500кг, нового - 1000кг) и её частичного ослабления (устройства в плите дополнительных новых технологических отверстий (ослабляющих рабочее сечение конструкции) для пропуска тросов (канатов) лифтовой установки и соответствующих инженерных коммуникаций (электрокабелей)). Учитывая габаритные размеры рамы, фактически балки заведены на стены шахты (по проекции). Таким образом, нагрузки от лифтовой установки передаются через металлические балки на монолитную железобетонную плиту перекрытия шахты в местах опирания на нее, далее на кирпичные стены шахты. Все нагрузки от стен шахты передаются на собственные ленточные фундаменты из бетонных блоков ФБС и далее на грунты основания.