Обследование лифтовых шахт

Техническое обследование строительных конструкций лифтовых шахт жилых и общественных зданий выполняется инженерами (конструкторами и обследователями) ООО «ИЦ«ЭкспертПроект» на основании договора с заказчиком, а также на основании Свидетельства СРО №309-03-6670386110-П-069.
Итогом технической работы является заключение, содержащее материалы по проведению натурного обследования строительных конструкции лифтовой шахты.

Необходимостью проведения натурного обследования лифтовых шахт является:

- планируемая плановая замена существующего лифтового оборудования на новое с как правило аналогичными техническими характеристиками (показателями).
- авария (взрыв или иное внешнее воздействие) на строительные конструкции лифтовой шахты здания или сооружения.
- наличие видимых деформаций и повреждений строительных конструкций и узлов их сопряжения в пределах лифтовой шахты. Целью работы по строительной экспертизе лифтовой шахты является определение технического состояния ее строительных конструкций в целях выявления возможности установки (если планируется замена) и эксплуатации оборудования лифта.


При выполнении работ по техническому обследованию лифтовых шахт выполняются следующие работы:

- изучение и анализ документов, материалов ранее проведенных технических экспертиз;
- определение реальных нагрузок и воздействий на конструкции шахты; исследование несущих конструкций лифтовой шахты с фотофиксацией деформаций, дефектов и повреждений;
- обмерочные работы;
- определение прочности конструкций (кирпичной кладки, монолитного железобетона или блоков ФБС) стен лифтовой шахты, бетона плиты перекрытия или механических свойств стали балок перекрытия лифтовой шахты, тумб в уровне машинного помещения неразрушающим методом;
- выполнение поверочного расчета конструкций перекрытия лифтовой шахты на действие нагрузок, возникающих при установке и эксплуатации лифтового оборудования в машинном помещении.

Лифты в жилых или общественных зданиях могут быть грузовыми или пассажирскими, эксплуатируются для общего назначения, расположены и передвигаются по специальным направляющим внутри шахты, приводное и подъемное оборудование, как правило, располагается вверху в машинном помещении.
Нормативный назначенный срок службы грузовых лифтов, согласно данным таблицы 1 ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия», составляет 25 лет. Исходя из данного условия, эксплуатирующей организацией планируется капитальный ремонт существующего лифта с заменой его на новый в связи с окончанием нормативного срока эксплуатации.
Согласно данным паспорта, лифт имеет следующие основные завяленные характеристики: грузоподъемность; скорость движения; высота подъема; количество остановок; заводской номер; регистрационный номер; тип кабины.
Обычно планируется выполнить замену существующего лифта на новый с аналогичными техническими характеристиками без каких-либо конструктивных изменений в несущих строительных конструкциях лифтовой шахты.
В ходе проведения обследования устанавливается, что представляет собой лифтовая шахта грузового лифта, например, отдельно стоящую конструкцию в составе здания либо ее стены являются одновременно стенами здания. Наиболее часто встречается следующее исполнение: лифтовая шахта состоит из стен. Устанавливаются внутренние габаритные размеры в плане (ширина×глубина) шахты. Во внутреннем пространстве шахты расположена кабина лифта, ее габаритные размеры (ширина×глубина×высота) также устанавливаются, как и противовеса и фактическое межосевое расстояние кабины лифта и противовеса. Кирпичные стены лифтовой шахты имеют постоянное сечение по всей высоте, их толщина составляет 380мм без учета облицовочных слоев. Опираются стены на собственный ленточный фундамент из сборных бетонных блоков типа ФБС. На каждом этаже здания имеются дверные проемы с номинальными размерами. Проемы в уровне этажей расположены с одной стороны шахты, проемы в уровне 1 этажа могут быть по двум сторонам шахты для кабины проходного типа. Стены воспринимают нагрузку от плиты перекрытия над шахтой, оборудования лифтовой установки и строительных конструкций машинного помещения.
Приямок лифтовой шахты расположен ниже уровня пола первого этажа здания. Стенами приямка являются фундаменты шахты, выполненные из блоков типа ФБС. В приямке расположены монолитные железобетонные тумбы под буфера кабины и противовеса. Направляющие кабины выполнены металлическими тавровыми в поперечном сечении на всю высоту лифтовой шахты. Крепление направляющих кабины к кирпичным стенам шахты выполнено при помощи элементов из швеллера №8 по ГОСТ 8240-97 «Швеллеры стальные горячекатаные». Направляющие противовеса выполнены металлическими из равнополочного уголка 63×6мм по ГОСТ 8509-86 «Уголки стальные горячекатаные равнополочные». Крепление направляющих противовеса к кирпичной стене шахты выполнено при помощи элементов из швеллера №8 по ГОСТ 8240-97. В приямке имеется приставная металлическая лестница для обеспечения доступа в него. Обычно наблюдается замусоривание приямка.
Обследование плиты перекрытия лифтовой шахты проводится со стороны её верхней и нижней поверхностей: верхней поверхности плиты – надшахтного участка пола машинного отделения, нижней потолочной поверхности плиты перекрытия производится непосредственно из лифтовой шахты (с крыши кабины). Плита перекрытия шахты выполнена монолитной железобетонной толщиной ≈ 150мм. Опирается плита на стены шахты по двум или четырем сторонам и перекрывает лифтовую шахту. В плите имеются технологические отверстия для пропуска стальных тяговых канатов и троса устройства ограничения скорости лифта. Плита перекрытия разграничивает пространство шахты и машинного помещения. При обследовании определется расположение проекций стержней рабочей арматуры на нижней потолочной поверхности плиты перекрытия и шага стержней. Защитный слой бетона стержней армирования составляет ≈ 10-20мм. При обследовании плиты перекрытия со стороны её верней поверхности непосредственно из его внутреннего пространства машинного помещения было выявлено, что по плите выполнена стяжка из цементно-песчаного раствора толщиной 50мм, предположительно, для фиксации металлических обойм, установленных в технологические отверстия и выравнивания пола помещения.
Машинное помещение, как правило, расположено в надстройке на крыше здания. Стены машинного помещения опираются на стены шахты. Внутренние габаритные размеры машинного помещения составляют 3120×3830мм, наружные - 3620×4330мм, соответственно. Высота помещения составляет 3000мм. Для доступа в машинное помещение в его стене имеется дверной проем размерами 1030мм×2070мм (ширина×высота), в который установлена металлическая дверь размерами 850мм×1960мм. В машинном помещении расположено лифтовое электромеханическое подъемное оборудование (лебедка) и шкаф управления. Монтажная балка (монорельс) в уровне покрытия машинного помещения для установки оборудования отсутствует. В покрытии помещения имеется монтажная петля грузоподъемностью 500кг.
Оборудование лебедки (электродвигатель, редуктор, лебедка, шкивы) установлено на две несущие горизонтальные балки, опирающихся по двум сторонам на несущие монолитные железобетонные тумбы. Металлические подлебедочные балки выполнены из двутавра №22 по ГОСТ 8239-89 «Двутавры стальные горячекатаные». Пролет балок составляет 2720мм.
Таким образом, нагрузки от лифтовой установки передаются через двутавровые балки на железобетонные тумбы, установленные на кирпичные стены лифтовой шахты. Плита перекрытия над лифтовой шахтой воспринимает постоянную нагрузку только от собственного веса, а также веса цементно-песчаной стяжки на её поверхности и временные эксплуатационные нагрузки от персонала, обслуживающего оборудование лифтовой установки в уровне машинного помещения. Все нагрузки от стен лифтовой шахты передаются на собственные фундаменты и далее на грунты основания.