Обследование технического состояния строительных конструкций складского здания

Обследование технического состояния строительных конструкций складского здания по адресу: г.Екатеринбург, ул.Завокзальная, 28.
Заказчик - ООО "Неватом Эстрейт Урал".
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ.
Обследуемое здание было построено в 2004 году. Установлено, что объект обследования представляет собой однопролетное двухэтажное здание прямоугольной формы в плане, не имеющее подвал и чердачное пространство, с размерами в осях 1-7/А-В – 35,04м×11,29м. Высота первого этажа от уровня чистого пола до низа монолитной железобетонной плиты перекрытия составляет 3,5м. Высота второго этажа от уровня монолитной железобетонной плиты перекрытия до низа стропильной железобетонной балки покрытия составляет 8,41м. Высота от уровня чистого пола первого этажа до низа стропильной балки покрытия Б1 составляет 12,21м. За уровень ±0,000м принят уровень чистого пола первого этажа, который совпадает с уровнем земли снаружи здания. Уровень чистого пола 2-го этажа располагается на отметке +3,800м. В осях 2-7/А-В на 1 этаже расположены складские и административно-бытовые помещения. В осях здания 6-7/А-В на 2 этаже выполнено теплое помещение, покрытие данного помещения выполнено на отметке +7,030м по балочной системе.
По конструктивной схеме здание выполнено каркасным. Каркас образован однопролетными рамами, установленными с шагами от 5,54м до 6,01м. Каждая рама состоит из сборных железобетонных колонн и сборных железобетонных стропильных балок покрытия. В уровне 1-го этажа в осях 3-6 по ряду Б выполнены железобетонные монолитные колонны, воспринимающие нагрузку от перекрытия над первым этажом здания. Фундаменты под все колонны здания выполнены монолитными железобетонными. Плита пола первого этажа и междуэтажное перекрытие выполнены монолитными железобетонными. Колонны рам каркаса и центральные колонны имеют жесткую заделку с монолитными железобетонными фундаментами. Узел сопряжения сборных железобетонных балок покрытия и сборных железобетонных колонн - шарнирный, балки опираются на оголовки. Подкрановые балки выполнены стальными, прокатными, двутаврового сечения, опираются через вертикальные стальные опоры на подкрановые консоли колонн каркаса. Стеновое ограждение здания выполнено из кладки пенобетонных блоков на цементно-песчаном растворе до междуэтажного перекрытия, а в уровне второго этажа - из стальных профилированных листов.  Кровля складского здания выполнена из стальных профилированных листов, уложенных по прогонам покрытия, водоотведение с кровли – неорганизованное, наружное.
При проведении натурного обследования было установлено, что здание цеха оборудовано одним мостовым краном грузоподъемностью 10т.
Вертикальное сообщение между этажами здания выполняется за счет стальных лестниц. Вход в помещения первого этажа организован через дверные проемы в осях 2-3/А, 5-6/А, 7/А-Б. Доступ к помещениям второго этажа осуществляется через лестницу.
Освещение внутри помещений 1 этажа – искусственное, 2 этажа – смешанное (искусственное и естественное через боковые витражные окна).
ФУНДАМЕНТЫ.
Фундаменты здания выполнены 2-х типов: Ф1 – под сборные железобетонные колонны К1 каркаса здания по рядам А и В в осях 1-7 и Ф2 – под монолитные железобетонные колонны К2 по ряду Б в осях 3-6.
Для детального ознакомления с конструкцией фундаментов было выполнено 2 шурфа: у фундамента Ф1 наружной колонны К1 по оси 1/А, входящей в состав рамы каркаса здания, и у внутренней колонны К2 по оси 6/Б.
В результате проведения обследования выяснено, что фундаменты Ф1 – монолитные железобетонные стаканного типа, состоящие из подколонника (стакана) и плитной части (ступени). Фундаменты Ф1 выполнены глубиной заложения не менее, чем до отметки -2,200м. Габаритные размеры подколонника (стакана) составляют 1200×1500мм(b×l), а габаритные размеры плитной части (ступени) - 1800×2100мм(b×l). Подколонная часть фундамента заглублена до отметки -1,700м, а ее верх находится на отметке +1,200м. Сопряжения колонн рам каркаса здания с фундаментами выполнены жесткими. Класс бетона монолитных железобетонных фундаментов Ф1 по прочности составляет не менее В20.
Фундаменты Ф2 выполнены монолитными железобетонными столбчатыми с плитной частью (ступенью), заглубленной в грунт. Глубина заложения фундаментов Ф2 – не менее, чем до отметки -1,100м. Габаритные размеры плитной части фундамента Ф2 составляют 1950×1850мм(b×l). Габаритные размеры поперечного сечения верхней части фундамента совпадают с сечением колонны К2 и составляют 550×650мм. Класс бетона монолитных железобетонных фундаментов Ф2 по прочности составляет не менее В20.
В ходе проведенного обследования было выявлено отсутствие косвенных признаков наличия дефектов и повреждений фундаментов, неравномерных осадок основания (характерных трещин, деформаций вышележащих конструкций), что позволяет судить о том, что факторы, снижающие их прочность и жесткость, отсутствуют.
Расчетная оценка системы основание-фундаменты не выполнялась по согласованию с Заказчиком ввиду отсутствия данных о результатах инженерно-геологических изысканий. В соответствии с техническим заданием на проведение натурного обследования проведение геологических изысканий не предусмотрено.
КОЛОННЫ.
Колонны рам каркаса К1 смонтированы по рядам А и В на пересечении с осями 1-7, выполнены сборными железобетонными, одноветвевыми, имеют подкрановую и надкрановую части.
В результате произведенных измерений установлено, что подкрановая часть колонн К1 выполнена с поперечным сечением 400×700мм, а надкрановая - 400×400мм. Нижние части колонн замоноличены в стаканы фундаментов, образуя жесткие узлы сопряжения с ними на отметке +1,200м. Верх подкрановых консолей колонн К1 находится на отм. +9,260м, а верх надкрановой части (оголовка) находится на отметке +12,210м.
Колонны К1 являются стойками в составе рам каркаса и воспринимают вертикальные нагрузки от конструкций покрытия, стенового ограждения и мостового крана, снегового покрова, а также горизонтальные – ветровые и тормозные крановые.
В ходе обследования было установлено, что класс бетона монолитных железобетонных колонн К1 по прочности не ниже В35.
Для обеспечения устойчивости рам каркаса в продольном направлении по колоннам К1 предусмотрены крестовые вертикальные стальные связи СВ1 в осях 4-5/А и 4-5/В. Стальные вертикальные связи СВ1 выполнены из пары стальных равнополочных уголков 100×8мм по ГОСТ 8510-93, образующих крестовое сечение.
По ряду Б на пересечении с осями 3-6 установлены колонны К2, выполненные монолитными железобетонными с монолитной капителью, высота которой составляет 350мм, а габаритные размеры зоны опирания плиты перекрытия – 950×1050мм. В результате замеров установлено, что сечение колонн К2 составляет 550×650мм, а верхняя грань колонн располагается на отметке +3,500м, что соответствует отметке нижней грани плиты перекрытия над 1-ым этажом. Колонны К2 воспринимают нагрузку от собственного веса плиты перекрытия над первым этажом, полезную от второго этажа. Инструментально было определено рабочее армирование колонны К2 – вертикальные арматурные стержни расположены вдоль граней колонны в ряд по 3 штуки, класс – AIII диаметром 16мм, шаг между вертикальными хомутами составляет 400мм.
Установлено, что класс бетона монолитных железобетонных колонн К2 по прочности не ниже В35.
В ходе проведения натурного осмотра повреждения и дефекты, сколы, трещины силового происхождения, а также нарушения защитного бетонного слоя рабочей арматуры в конструкциях колонн К1 и К2 выявлено не было.
Пол первого этажа.
В результате проведенного обследования было установлено, что пол первого этажа здания выполнен в виде железобетонной монолитной плиты по грунтовому основанию. Благодаря произведенной шурфовке и открытому доступу к плите в шурфе №2 были выявлены ее геометрические характеристики и армирование. Плита пола первого этажа располагается в осях 1-7/А-В и имеет габаритные размеры 1270×36240мм (b×l). Верх плиты находится на отметке ±0,000м. Плита пола первого этажа выполнена по щебеночной подготовке, толщина слоя которой составляет 450мм. Толщина железобетонной плиты составляет 200мм. Рабочая арматура класса AI диаметром 8мм располагается в нижней части плиты в продольном и поперечном направлении, образуя сетку с шагом 150×150мм, толщина защитного слоя бетона составляет 10мм. Класс бетона монолитной железобетонной плиты пола по прочности – не менее В20. Плита пола первого этажа воспринимает нагрузки от собственного веса и веса перегородок первого этажа, полезную нагрузку от первого этажа, а также в осях 1-7/В, 2-7/А, 2/А-В и 7/А-В на плиту пола первого этажа опираются несущие стены, выполненные из кладки пенобетонных блоков, передающие на плиту пола нагрузку от плиты перекрытия на отметке +3,800м и собственного веса кладки.
В ходе проведения обследования были обнаружены отслоения верхних слоев бетона, усадочные трещины.
Перекрытие над 1-м этажом.
Перекрытие над первым этажом здания на отметке +3,500м выполнено безбалочным и представляет собой монолитную железобетонную плиту толщиной 300мм. Плита перекрытия опирается на капители колонн К2 по ряду Б на пересечении осей 3-6, а также на наружные стены из кладки пенобетонных блоков по осям 1-7/В, 2-7/А, 2/А-В и 7/А-В. Инструментально определено армирование плиты перекрытия: рабочая нижняя и верхняя арматура представлена стержнями класса AIII диаметром 14мм, расположенных в продольном и поперечном направлении с образованием сетки с шагом 200×200мм, толщина защитного слоя бетона составляет 30мм сверху и снизу. Класс бетона монолитной железобетонной плиты перекрытия по прочности – не менее В20.  Плита перекрытия воспринимает нагрузку от собственного веса и полезную нагрузку.
Расчетная схема перекрытия – неразрезная безбалочная плита с шарнирным опиранием по наружному контуру на станы и жестким опиранием в пролете на капители колонн К2 по ряду Б в осях 3-6. Пролеты вдоль ряда Б составляют от 5,5м до 6,01м, вдоль числовых осей – 5,615м и 5,675м.
В ходе проведения обследования сверхнормативные прогибы, трещины силового происхождения, отслоения защитного слоя бетона в конструкции плиты перекрытия обнаружены не были.
Подкрановые балки.
В ходе проведения натурного обследования было установлено, что здание склада оборудовано мостовым краном грузоподъемностью 10 тонн. Движение крана осуществляется вдоль пролета здания по рядам А и В по крановым рельсам Р1. Выявленные габаритные характеристики сечения рельса соответствуют рельсу марки Р65 по ГОСТ Р 51685-2013. Крановые рельсы Р1 прикреплены при помощи стальных прижимных планок к подкрановым балкам ПБ1. Уровень головки рельса расположен на отметке +10,900м.  Габаритные размеры балок ПБ1 соответствуют прокатному двутавру №60Ш1 по ГОСТ 26020-83. Подкрановые балки опираются через вертикальные стальные опоры Т1 сечением 219мм на отм.+10,140м на подкрановые консоли сборных железобетонных колонн рам каркаса К1. Соединение опор  Т1 и консольных участков колонн К1 на отм.+9,260м осуществлено при помощи сварки опорного листа консоли колонны и стального элемента Т1.
Подкрановая балка ПБ1 воспринимает нагрузки от собственного веса, веса крановых рельс Р1 и мостового крана, крановые нагрузки.
При проведении обследования не было обнаружено сверхнормативных прогибов подкрановой балки, искривления стенок или полок, а также продуктов коррозии на стальных конструкциях.
Балки покрытия.
При проведении натурного обследования были получены геометрические размеры сборной железобетонной стропильной балки покрытия Б1, расположенной по оси 7. По полученным данным была установлена серия ПК-01-06 Вып.8 «Сборные железобетонные предварительно напряженные двускатные балки», которой соответствует внешний вид и геометрические характеристики существующих балок покрытия.
Балки Б1 расположены вдоль осей 1-7, опираются на оголовок (надкрановую часть) колонн К1 на отметке +12,210м, присоединены к оголовкам колонн при помощи приварки закладных деталей балок к опорным листам, образуя шарнирный узел сопряжения. Схема расположения железобетонных сборных стропильных балок Б1 представлена на листе 5 приложения 3 заключения. Отметка низа балки Б1 от уровня чистого пола первого этажа, принятого за ±0,000м, составляет +12,210м. Отметка верха балки Б1 – +13,510м. Балки покрытия Б1 воспринимают нагрузки от собственного веса, веса конструкций покрытия кровли, снеговую нагрузку.
В результате проведения обследования значительные отклонения (прогибы), визуально заметные трещины силового происхождения на балках покрытия Б1 обнаружены не были.
Кровля.
При проведении натурного обследования был выявлен состав конструкции кровли здания, который представлен следующими элементами. По сборным железобетонным стропильным балкам покрытия Б1, расположенным вдоль осей 1-7, установлены стальные прогоны покрытия П2 в осях 1-7/А-В, с шагом 1,5 метра. Прогоны П2 располагаются в пределах высотных отметок: от +12,990м до +13,510м. Сечение прогонов покрытия П2 – швеллер №18 (по ГОСТ 8240-97). По прогонам покрытия П2 уложены стальные профилированные листы Н1, соответствующие по геометрическим размерам гофра профилю с обозначением Н60-845-0,7 по ГОСТ 24045-2016 (Направление укладки гофра см. лист 5, Приложение 3). Покрытие кровли воспринимает нагрузку от снегового покрова, а также собственного веса конструкций.
Стеновое ограждение.
В результате проведения натурного обследования установлено, что стеновое ограждение здания склада выполнено двух типов:
- от отметки ±0,000м до +3,500м в осях 1-7/В, 2-7/А, 2/А-В и 7/А-В стеновое ограждение здания представляет собой кладку из пенобетонных блоков толщиной 300мм на цементно-песчаном растворе. Класс прочности блоков составляет не менее В3,5. Стены воспринимают нагрузку от собственного веса кладки, плиты перекрытия над первым этажом.
- от отметки +3,800м до покрытия здания стеновое ограждение выполнено в виде стальных профилированных листов С1, соответствующих по геометрическим размерам гофра профилю с обозначением С21-1000-0,6 по ГОСТ 24045-2016. Крепление листов С1 осуществляется к стальным стеновым прогонам П1. Сечение прогонов П1 – швеллер №12 (по ГОСТ 8240-97). Стальные прогоны П1 прикреплены к колоннам каркаса К1 при помощи приварки к закладным деталям колонн, предназначенных для крепления навесных сборных стеновых панелей, шаг крепления в вертикальном направлении составляет 1,9м.
На пересечении ряда Б и оси 7 установлена стальная стойка фахверка Ст1, к которой также осуществлено крепление прогонов стенового ограждения П1 по оси 7. Поперечное сечение стойки состоит из 2 швеллеров №18, образующих коробчатое сечение.
В процессе осмотра конструкций стеновых ограждений повреждения, трещины и прогибы обнаружены не были.