Обследование строительных конструкций здания цеха и грунтов основания фундаментов
http://expert-proect.ru/raboty-2019-goda/212-obsledovanie-stroitelnykh-konstruktsij-zdaniya-tsekha-i-gruntov-osnovaniya-fundamentov#sigFreeId6e6dfd8145
Обследование строительных конструкций здания цеха и грунтов основания фундаментов в г.Нижний Тагил Свердловской области.
Согласно проведенному визуальному осмотру и данным, полученным от заказчика, установлено, что здание блока механосборочных цехов, в состав которого входят обследуемые цеха, сплошной застройки и объединяет в своих границах несколько производственных цехов и административно-бытовые пристрои к ним. Строительство БМЦ ведется блоками, что связано с увеличением существующих мощностей производства и его модернизацией.
В рамках данной работы были обследованы:
- несущие и ограждающие строительные конструкции, а также посадочные площадки цеха сборочно-сварочного цеха 765 бис в осях 102’-107/А-Л, 112-114/Б-Р (технологическая вставка);
- несущие фундаменты, подкрановые части колонн и подкрановые пути цеха сборочно-сварочного цеха 765 бис в осях 102’-107/Р;
- несущие и ограждающие строительные конструкции сборочно-сдаточного цеха 130 бис/150 бис в осях 115-120/А-Ш’;
- несущие и ограждающие строительные конструкции административно-бытового пристроя к цеху 130 бис/150 бис в осях 120’-121/А-Э.
При проведении предварительного обследования установлено, что строительство части здания цеха 765 бис, расположенного в осях 102’-114/А-Р, не было закончено, основные несущие конструкции и кровля были смонтированы, но не было произведено устройство стеновых панелей ограждения. При остановке строительства не были проведены работы по консервации недостроенной части здания, в результате чего строительные конструкции по настоящее время подвергаются неблагоприятному воздействию окружающей среды (увлажнению, замерзанию и оттаиванию, нагреву и охлаждению). Часть здания цеха 765 бис в осях 102’-114/А-Р и 102-114/Р-У, а также часть здания цеха 130 бис/150 бис и административно-бытовой пристрой к нему не были закончены строительством, большая часть основных строительных конструкций была смонтирована, в осях 120-121/А-Э велись работы по монтажу внутренних перегородок и стенового ограждения. Кровля на обследуемых производственных цехах здания БМЦ на момент проведения обследования была смонтирована частично, полностью отсутствовали ливневые стоки, в результате чего строительные конструкции за продолжительное время строительства подвергались и продолжают подвергаться неблагоприятному воздействию окружающей среды (увлажнению, замерзанию и т.п.).
Цех 765 бис в осях 102’-114/А-Р.
При изучении предоставленной технической документации и по результатам общего осмотра было установлено, что часть промышленного здания ограничена осями 102’-114/А-Р - трехпролетная, одно- и трехэтажная, с размерами в плане – 72,0×156,0м. По конструктивной схеме часть здания выполнена каркасной. Каркас смешанный, в осях 102’-112/А-Р образован рамами, установленными с шагами 12,0м, а в осях 112-114/А-Р – рамами, установленными с шагами 6,0м. Каждая рама в осях 102’-112/А-Р состоит из несущих сборных железобетонных колонн и стальных ферм покрытия, а в осях 112-114/А-Р – из несущих сборных железобетонных и стальных колонн, а также стальных ригелей перекрытий и покрытия. Фундаменты под колонны выполнены столбчатыми монолитными железобетонными, узел сопряжения фундаментов и колонн жесткий. Фундаменты под цокольные участки наружных стен выполнены из сборных и монолитных железобетонных балок, опирающихся на фундаменты колонн через опорные бетонные столбики. В осях 102’-112/А-Р узел сопряжения стальных ферм покрытия и сборных железобетонных колонн - шарнирный, фермы опираются на оголовки колонн. А в осях 112-114/А-Р узел сопряжения стальных ригелей со сборными железобетонными и стальными колоннами шарнирный, балки опираются на стальные железобетонные колонны сбоку через опорные столики и сверху на оголовки. В осях 102’-112/А-Р предусмотрены светоаэрационные фонари, установленные с шагом 12,0м в пролетах 102’-112, в осях Б-Д, Ж-М и П-Т и образованные стальными фонарными фермами и продольными панелями. Конструкции светоаэрационных фонарей опираются на узлы верхнего пояса ферм покрытия.
Стеновое ограждение здания в осях 102’-114/А-Р первоначально было предусмотрено из керамзитобетонных стеновых панелей, но в разработанной новой документации на реконструкцию цеха, были заменены на сэндвич-панели с цокольной частью из трехслойной кладки кирпича, на цементно-песчаном растворе. Кровля цеха в осях 102-112 утепленная, выполнена из рулонных материалов. На момент проведения обследования в пролете 112-114 устройство кровли не было выполнено. Водоотведение с кровли предусмотрено организованным внутренним, устроены отверстия в плитах покрытия и смонтированной кровле под систему водоотведения, но сами стоки не смонтированы.
Согласно изученной документации, в цеху первоначальным проектом предусмотрена установка следующего грузоподъемного оборудования:
- в осях 102’-112/А-Р по два мостовых электрических крана грузоподъемностью по 32/5 тонн в каждом пролете;
- в осях 102’/Г-И два консольных электрических крана грузоподъемностью по 1,0 тонне каждый;
- в пролете 102’-107 по оси 107/Д-И и в пролете 107-112 по оси 107/Г-И по одному консольному электрическому крану грузоподъемностью по 1,0 тонне каждый;
- в осях 112/Б-Д один консольный электрический кран грузоподъемностью 1,0т;
- в осях 112-114/Б-В и 112-114/Н/П-П/Р по одному подвесному мостовому электрическому однобалочному крану грузоподъемностью 2,0т каждый;
- в осях 112-114/Е/Ж-И один мостовой электрический однобалочный подвесной кран грузоподъемностью 5,0 тонн;
- в осях 112-114/И-К/Л и 112-114/ Л/М-М по одному подвесному мостовому электрическому однобалочному крану грузоподъемностью 1,0т каждый.
Подкрановые балки мостовых кранов выполнены стальными разрезными из сварных двутавров и опираются на подкрановую ветвь колонн каркаса. Подкрановые балки и монорельсы подвесного подъемного оборудования стальные из прокатных двутавров, крепятся к несущим стропильным фермам и ригелям перекрытия, а так же к колоннам каркаса через закладные детали.
Пространственная жесткость данной части здания обеспечивается жестким защемлением колонн в фундаментах, вертикальными связями между колоннами и «жестким» диском перекрытий и покрытия. Геометрическая неизменяемость покрытия обеспечивается системой горизонтальных и вертикальных связей между стропильными фермами.
Столбчатые фундаменты запроектированы под колонны основного каркаса по осям 102÷114, под колонны фахверка вдоль оси А и под стойки встроенных помещений в осях А-А/Б/102-107. Всего запроектировано 22 типа монолитных железобетонных ступенчатых столбчатых фундаментов, с размерами подошвы от 2,1×2,4м до 4,2×6,0м. Верх оголовка фундамента запроектирован на отметке -0,150м, а низ подошвы на отметках от -3,150м до -4,350м. Столбчатые фундаменты запроектированы из бетона марки М200, что соответствует классу по прочности на сжатие не ниже В15. Под подошвой столбчатого фундамента проектом предусмотрена щебеночная подготовка толщиной 100мм из щебня фракции 20÷40 с проливкой битумом до полного насыщения.
Для опирания цокольной части стенового ограждения цеха проектом предусмотрены сборные железобетонные фундаментные балки вдоль осей А, 112 и 114, опирающиеся на столбчатые фундаменты через опорные бетонные столбики.
В ходе обследования были произведены обмеры выступающих над землей частей фундаментов, а также было откопано четыре шурфа, один из которых находятся в границах данного цеха. Шурф №4 расположен в осях 102/Р. При обследовании столбчатого фундамента из шурфа №4 установлено, что фундамент по оси 102/Р - трехступенчатый, со стаканной частью, предназначенной для замоноличивания в неё сборной железобетонной колонны. Подошва откопанного фундамента расположена на отметке -3,700м. Согласно проекту каждая ступень подошвы фундамента должны иметь высоту 300мм, но фактически две нижние ступени имеют высоту 250мм, верхняя - 400мм. Размеры подошвы данного фундамента согласно проекту – 4,2×6,0м, а фактически выявленные размеры составляют 3,5×5,5м. Под подошвой фундамента обнаружена подбетонка и щебеночная подготовка толщиной по 100мм каждая. Подробная схема выявленных из шурфов габаритных размеров фундаментов приведена в заключении.
Фактические габаритные размеры откопанного столбчатого фундамента отличаются от проектной документации, влияние данных отклонений на прочность и надежность фундаментов устанавливается расчетом с учетом физико-механических свойств грунтов их основания.
При выполнении шурфа специалистами ООО «ИнЭко-Проект» был произведён отбор грунта из под подошвы фундамента по оси 102/Р с целью определения его физико-механических свойств. Результаты проведенных изысканий приведены в отдельном отчете шифра 03-19-ИГИ. Согласно данному отчету под подошвой фундамента в качестве основания расположен полускальный грунт порфиритов низкой прочности размягчаемый, имеющий следующие физико-механические свойства:
- плотность p = 2,29/2,31 г/см3;
- водопоглащение – 12,92%;
- предел прочности при одноосном сжатии в сухом состоянии – 7,4МПа;
- предел прочности при одноосном сжатии в водонасыщенном состоянии – 1,1МПа;
- коэффициент размягчаемости – 0,36.
Согласно проведенной расчетной оценке, с учетом фактических размеров фундамента и последних данных физико-механических свойств грунтов их основания, несущая способность фундаментов обследуемой части здания при реализации действия наиболее неблагоприятного расчетного сочетания усилий, будет обеспечена.
При проведении обследования экспертным методом было установлено, что прочность бетона монолитных железобетонных столбчатых фундаментов соответствует классу не ниже В15. Выявленные прочностные характеристики конструкций фундаментов соответствуют проектному решению.
При натурном обследовании было установлено, что полы в обследуемой части здания выполнены частично, имеются участки, подготовленные к демонтажу. Полы выполнены монолитными железобетонными по грунту толщиной 300мм с двойным армированием стержнями диаметром 10мм класса АIII (А400) с шагом ячеек 150×150мм.
В результате проведенного обследования фундаментов в осях 102’-107/А-Л и 112-114/Б-Р были обнаружены следующие дефекты и повреждения:
- отклонение геометрических размеров столбчатых фундаментов от проектных значений в меньшую сторону;
- несоблюдение геометрических форм монолитных фундаментных балок вдоль оси 112, в результате некачественно выполненных монтажных работ;
- скалывание набетонок и углов столбчатых фундаментов по оси 112, в результате давления на них монолитных фундаментных балок из-за пучения грунтов их основания;
- отсутствие части фундаментных балок;
- отсутствие обмазочной гидроизоляции на поверхностях, соприкасающихся с грунтом;
- разрушение защитного слоя бетона обреза фундаментов глубиной до 50 мм с оголением и коррозией арматуры.
Согласно рабочему проекту разделов КМ и КЖ шифра 15210, колонны каркаса обследуемой части здания запроектированы стальными и сборными железобетонными. В одноэтажной части цеха в осях 107/А-Р колонны запроектированы железобетонными сборными двухветвевыми двухконсольными, а в осях 102’/А-Р и 112/А-Р - железобетонными сборными двухветвевыми одноконсольными. Согласно проекту, данные колонны должны устанавливаться с шагом 12,0м.
Колонны по рядам 102’ и 112 запроектированы с размерами поперечного сечения подкрановой части 1400×600мм (каждая ветвь размерами 300×600мм), надкрановой части - 600×600мм. Рабочее армирование верхней части колонн по осям 102’ и 112 запроектировано двенадцатью продольными стержнями: десять из которых диаметром 18мм класса АIII (А400) и два – диаметром 22мм класса АIII (А400), а каждая ветвь подкрановой части – шестью стержнями диаметром 18мм класса АIII (А400). Колонны по ряду 107 запроектированы с размерами поперечного сечения подкрановой части 1900×600мм (каждая ветвь размерами 350×600мм), а надкрановой части - 600×700мм. Рабочее армирование верхней части колонн по оси 107 запроектировано четырнадцатью продольными стержнями: двенадцать из которых диаметром 22мм класса АIII (А400) и два – диаметром 18мм класса АIII (А400), а каждая ветвь подкрановой части – шестью стержнями диаметром 25мм класса АIII (А400). Согласно проектной документации, для бетонирования колонн предусмотрен бетона марки М300, что соответствует классу по прочности на сжатие не ниже В22,5. Верх подкрановых ветвей сборных железобетонных двухступенчатых колонн основного каркаса в осях 102-112/А-Р должен находиться на отм.+9,300м, верх оголовка - на отм.+14,400м. На оголовки железобетонных колонн сверху запроектированы металлические надколонники к которым крепятся стропильные фермы покрытия. По осям 102’ и 112 надколонники запроектированы из двутавров 45Б2 по ГОСТ 26020-83, а по оси 107 - из двутавров 40Б2 по по ГОСТ 26020-83. Согласно проекту, узел сопряжения сборных железобетонных двухступенчатых колонн основного каркаса в осях 102-112/А-Р с фундаментами жесткий, а ферм с колоннами – шарнирный.
В осях 112-114/Б-Р обследуемого цеха запроектирована многоуровневая часть (технологическая вставка) с шагом колонн 6,0м. Согласно проекту для опирания конструкций перекрытий и покрытия предусмотрены:
- Стальные колонны, запроектированные из двух швеллеров 20П по ГОСТ 8240-72 с расстоянием между наружными гранями ветвей 600 мм, объединенных при помощи стальных планок 600×200×10 мм по ГОСТ 19903-74, устраиваемых с шагом 800 мм. Стальные колонны устанавливаются к сборным железобетонным двухступенчатым колоннам основного каркаса по оси 112 со стороны торца ближнего к оси 114. Верх колонны запроектирован на отметке +5,160м.
- Составные колонны, состоящие из сборной железобетонной части с отметки ±0,000м до +5,160м, а выше из прокатного стального двутавра 40Ш1 по ГОСТ 26020-83. Верх колонны запроектирован на отметке +5,160м.
- Стальные колонны по оси 114, запроектированные из прокатного стального двутавра 40Ш1 по ГОСТ 26020-83. Верх колонны запроектирован на отметке +18,100м.
Для обеспечения устойчивости рам каркаса в продольном направлении по колоннам предусмотрены вертикальные крестовые и портальные связи, а также распорки.
В границах обследуемого участка устройство стеновых ограждающих конструкций проектом предусмотрено по осям А, 112 и 114. Согласно изученной документации, изначально стеновое ограждение цеха было предусмотрено из навесных керамзитобетонных панелей, но в рабочем проекте шифра 732/2116/38у/90.08-117-КЖ3 были заменены на навесные трехслойные сэндвич-панели. Для монтажа стеновых панелей вдоль оси А были разработаны фахверковые колонны из прокатного двутавра 30Ш2 по СТО АСЧМ 20-93. Также вдоль оси 114 предусмотрено устройство надколонных стоек фахверка по оголовкам стальных колонн основного каркаса на отм. +18,100 м.
Внутри цеха в осях 102’-107/А-Б предусмотрены встроенные помещения. Стойки встроенных помещений в осях 115-120/А-А/Б и 115-120/Ф-Ш’ запроектированы с шагом 6,0м из прокатного двутавра №30К1 по СТО АСЧМ 20-93.
Колонны рам каркаса части здания должны воспринимать нагрузки от конструкций покрытия и стенового ограждения, ветровые нагрузки, а также вертикальные и горизонтальные усилия от работы мостовых кранов, колонны фахверка - нагрузки от стенового ограждения и ветровые нагрузки.
В ходе проведения натурного обследования было установлено, что расположение и сечения колонн основного каркаса, стоек встроенных помещений и стоек фахверка, а также вертикальных связей по ним в осях 102’-107/А-Л и 112-114/Б-Р части здания цеха 765 бис соответствуют проектным решениям. Схема расположения колонн, стоек и связей по ним приведена на листах 3 и 4 приложения 2, при этом маркировка строительных конструкций была выполнена без привязки к проектной документации.
Экспертным методом было установлено, что прочность бетона сборных железобетонных колонн основного каркаса соответствует классу не ниже В22,5. Выявленные прочностные характеристики конструкций колонн соответствуют проектному решению.
В ходе проведения обследования из полки профиля колонны К6 в осях 114/В и из полки профиля колонны К7 в осях 112/В были произведены отборы стружки сверлением для проведения химического анализа металла по ГОСТ 22536.1-77÷22536.6-77 на определение марки стали. В результате проведенного химического анализа в лаборатории ОАО "Уральский институт металлов" материал колонн К6 соответствует требованиям ГОСТ 27772-2015 для стали С245, а колонны К7 выполнены из стали Ст3сп по ГОСТ 380-2005, что соответствует проектным данным.
В составе работ по обследованию была выполнена геодезическая съемка положения строительных конструкций, результаты которой представлены в приложении 6 заключения.
Согласно требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» отклонение несущих колонн от вертикали не должны превышать следующие значения:
- для длины колонн от 4,0 до 8,0м – не более 10мм;
- для длины колонн от 8,0 до 16,0м – не более 12мм.
В результате проведенного анализа выявлено сверхнормативное отклонение от вертикали в следующих колоннах:
- по оси 102’ на пересечении с осями А÷Л величины отклонений колеблются от 12мм до 45мм;
- по оси 107 на пересечении с осями Е, К и Л величины отклонений колеблются от 12мм до 53мм;
- по оси 112 на пересечении с осями В/Г, Г, Ж, Ж/И, И/К и К/Л-Р величины отклонений колеблются от 10мм до 86мм.
Также нормируется отклонение осей колонн и опор относительно разбивочных осей в опорном сечении, значение которого не должно превышать 5мм.
В результате проведенного анализа выявлено сверхнормативное отклонение осей колонн относительно разбивочных осей в опорном сечении во всех колоннах на обследуемом участке здания, величины отклонений колеблются от 5мм до 80мм.
При осмотре смонтированных стоек фахверка по оси 112 было установлено, что их расположение и геометрические размеры соответствуют проектным данным, но имеются отклонения в выполнении узла опирания надколонных стоек фахверка на оголовки колонн основного каркаса на отм. +18,100м в осях 114/Ж-Р. В данном узле опирание стоек предусмотрено через прогоны покрытия, которые в осях Ж-Р/114 смещены с проектной оси на 100 мм.
В результате проведенного обследования колонн, стоек и связей по ним в осях 102’-107/А-Л и 112-114/Б-Р были обнаружены следующие дефекты и повреждения:
- сверхдопустимые отклонения от проектных данных осей колонн относительно разбивочных осей в опорном сечении, а также их оголовков от вертикали;
- значительное коррозийное повреждение в уровне базы всех колонн К7 с уменьшением толщины поперечного сечения швеллера с внутренней стороны на 1,5мм;
- отклонение от проектных решений выполнения узла опирания надколонных стоек фахверка на оголовки колонн основного каркаса на отм. +18,100м в осях Ж-Р/114;
- повреждения лакокрасочного покрытия стальных колонн, стальных элементов железобетонных колонн (закладные детали, уголки обрамления и т.п.), а также связей по ним, в результате чего их поверхности покрыты следами поверхностной коррозии.
Согласно рабочему проекту раздела КМ шифра 15210, подкрановые балки запроектированы двух типов и имеют маркировки: Б12-11-2а и Б12К-2а. Подкрановые балки на обследуемом участке запроектированы стальными разрезными. Подкрановые балки Б12-11-2а запроектированы пролетом 12,0м, а подкрановые балки Б12К-2а, расположенные в торцевых и пролетах возле температурных швов, - пролетом 11,5м. Поперечное сечение обследуемых подкрановых балок - сварное двутавровое, верхняя полка запроектирована из листов 400×14мм по ГОСТ 19903-74*, нижняя – из листа 250×10мм по ГОСТ 19903-74*, а стенка – из листа 1240×10мм по ГОСТ 19903-74*. Верх подкрановых балок запроектирован на отметке +10,800м. Сталь марки подкрановых балок проектом принята С255 по ГОСТ 27772-88.
В качестве направляющих крановых путей предусмотрен рельс КР70 по ГОСТ 4121-76, крепление рельса к подкрановым балкам запроектировано при помощи болтов через стальные планки.
Поперечные горизонтальные усилия, вызываемые торможением тележки крана, должны восприниматься подкрановыми тормозными фермами и передаваться на колонны каркаса через стальные элементы, приваренные с одной стороны к верхней полке балки, а с другой – к колонне. Всего проектом предусмотрено 7 типов тормозных ферм. Тормозные фермы пролетами вдоль оси 102’ запроектированы с решеткой из стальных равнополочных уголков 80×6мм (раскосы) и 75×6мм (стойки) по ГОСТ 8509-93, а вдоль оси 107 - с решеткой из стальных равнополочных уголков 80×6мм (раскосы) и 63×5мм (стойки) по ГОСТ 8509-93. В качестве окаймляющей балки тормозных ферм по оси 102’ проектом предусмотрен швеллер 24У по ГОСТ 8240-89.
Все подкрановые конструкции для мостовых кранов в границах обследуемой части здания запроектированы по серии 1.426.2-3 выпуск 1 и должны изготавливаться согласно условиям данной серии.
Согласно проекту подкрановые балки части обследуемого цеха должны воспринимать нагрузку от двух мостовых кранов, каждый из которых грузоподъемностью 32 тонны, с механизмом вспомогательного подъема грузоподъемностью 5 тонн.
Также в обследуемой части цеха предусмотрено расположение консольных кранов вдоль осей 102’ и 107. Крепление подкрановых конструкций осуществляется к двум консолям из прокатных швеллеров 30 по ГОСТ 8240-89, запроектированным на каждой колонне основного каркаса на отметках +4,000м и +7,000м. Подкрановые балки на отметке +7,100м запроектированы из прокатного двутавра 50Ш1 по ГОСТ 26020-83, а балки на отметке +4,110м - сложным крестовым сечением, состоящим из одного целого двутавра 55Б1 по ГОСТ 26020-83 и двух половинок двутавра 55Б1 по ГОСТ 26020-83, приваренных к стенке целого двутавра с двух сторон. В качестве кранового рельса предусмотрен металлический прокат квадратного сечения, размером 60х60 мм приваренный прерывистыми швами к полке двутавра.
В ходе проведения натурного обследования было установлено, что расположение и сечения подкрановых балок мостовых кранов и связей по ним, а также крановых рельс, в границах обследуемой части здания, соответствуют проектным данным. Монтаж подкрановых конструкций консольных кранов выполнен не в полном объеме, но расположение и сечения смонтированных опорных элементов и подкрановых балок соответствуют проектным данным. Выявленная схема расположения подкрановых конструкций приведена на листе 5 приложения 2, при этом их маркировка была выполнена без привязки к проектной документации.
Установлено, что в ходе проводимой ранее реконструкции, подкрановые балки по осям 102’ и 107 были усилены путем приварки к нижнему поясу стального листа сечением 270×10мм по ГОСТ 19903-74*.
При проведении обследования из профиля подкрановой балки ПБ3 был произведен отбор стружки сверлением для проведения химического анализа металла по ГОСТ 22536.1-77÷22536.6-77 на определение марки стали. В результате проведенного химического анализа в лаборатории материал подкрановых балок соответствует требованиям ГОСТ 27772-2015 для стали С255, что соответствует проектным данным.
В составе работ по обследованию была выполнена геодезическая съемка положения строительных конструкций, результаты которой представлены в приложении 6 данного заключения.
Согласно требованиям СП 70.13330.2012, разность отметок опорных узлов подкрановых балок на соседних колоннах не должна превышать 10мм.
В результате проведенного анализа установлено, что отклонения подкрановых балок в осях 102’-107/А-Л находятся в пределах допуска СП 70.13330.2012.
В результате проведенного обследования подкрановых конструкций в осях 102’-107/А-Л и 112-114/Б-Р были выявлены следующие дефекты и повреждения:
- не выполнен монтаж части подкранового пути консольных кранов в осях 102’-107/А-Л;
- демонтированы подкрановые балки в осях 107/А-В со стороны пролета 107-112;
- отсутствует тупиковый упор в осях 107/А-Б;
- непроектный узел сопряжения тормозных конструкций с колоннами в осях 102’-112/А-Р, так как упорные пластины тормозных конструкций приварены к одной закладной пластине колонны, хотя согласно проекту приварка должна быть произведена к закладным деталям с двух торцов колонны;
- погибы части анкерных болтов крепления подкрановых балок к колоннам;
- отсутствие или ослабление части болтов крепления крановых рельс к подкрановым балкам подкранового пути мостовых кранов;
- отсутствие или ослабление части болтов крепления монорельс подвесного грузоподъемного оборудования к конструкциям перекрытий или покрытия;
- повреждения лакокрасочного покрытия смонтированных подкрановых балок, связей по ним и крановых рельс грузоподъемного оборудования цеха, в результате чего все поверхности и узлы их сопряжения покрыты следами поверхностной коррозии.
Покрытие обследуемой части здания запроектировано из трех типов стальных стропильных ферм: ФС-1, предусмотренных по колоннам на торцах и на температурных швах, ФС-2 и ФС-3 – по колоннам с шагом 12,0м.
Стальные фермы запроектированы пролетом по 30,0м, сечения элементов ферм - из парных уголков по ГОСТ 8509-93 из стали марки С345 по ГОСТ 27772-88. Проектом предусмотрено для покрытия здания применение стропильных конструкций по серии 1.460.2-10/88, так ферма ФС-1 соответствует марке ФС30-4,3, ферма ФС-2 - марке ФС30-8,45, а ферма ФС-3 - марке ФС30-9,65. Фермы должны опираться на стальные надколонники, смонтированные по оголовкам надкрановой части сборных железобетонных ступенчатых колонн основного каркаса здания. Узлы сопряжения ферм с колоннами запроектированы шарнирными.
Фермы покрытия запроектированы из трех отправочных элементов, каждый пролетом по 15,0м.
В ходе проведения натурного обследования была составлена схема фактического расположения и сечений элементов стропильных ферм и связей по ним, при этом маркировка строительных конструкций была выполнена без привязки к проектной документации.
В результате выполненных замеров в рамках натурного обследования установлено, что элементы фермы покрытия ФС4 имеют следующие сечения:
- нижний пояс выполнен из спаренных в тавр равнополочных уголков сечением 125×9мм по ГОСТ 8509-86;
- верхний пояс выполнен из спаренных в тавр равнополочных уголков сечением 160×11мм и 125×9мм по ГОСТ 8509-86;
- опорный раскос выполнен из спаренных в тавр равнополочных уголков сечением 140×10мм по ГОСТ 8509-86;
- стойки выполнены из равнополочного уголка сечением 90×7мм по ГОСТ 8509-86;
- раскосы выполнены из спаренных в тавр равнополочных уголков сечением 90×7мм, 100×7мм и 125×8мм по ГОСТ 8509-86.
Элементы фермы ФС4а идентичны ферме Фс4, но предусмотрен дополнительный раскос сечением из двух спаренных в двутавр швеллеров 20 по ГОСТ 8240-97, для крепления монорельс подъемного механизма.
Отметка низа стропильных ферм покрытия в пролете составляет +14,830м, а высота по наружным граням - 3130мм.
По нижнему и верхнему поясам ферм покрытия устроены горизонтальные и вертикальные связи, также распорки и растяжки, фактическое расположение и сечения которых показаны на листе 6 приложения 2. Соединения связей и распорок с поясами ферм выполнены при помощи болтов.
В осях 102’-107/Б-Д, 102’-107/Ж-М и 102’-107/П-Т смонтированы светоаэрационные фонари шириной 12,0 м и высотой 3,15м. Светоаэрационные фонари образованы стальными фонарными фермами, установленными с шагом12,0м, и панелями, установленными по периметру. Конструкции светоаэрационного фонаря опираются на узлы верхнего пояса ферм покрытия. В результате выполненных замеров выявлено два типа фонарных ферм ФФ1 и ФФ2.
Фонарные фермы ФФ1 расположены по торцам фонаря и имеют следующие сечения:
- верхний пояс и стойки выполнены из гнутых швеллеров 160×80×6мм по ГОСТ 8278-75*;
- раскосы выполнены из равнополочного уголка 100х7мм по ГОСТ 8509-86.
Фонарные фермы ФФ2 расположены в пролете фонаря и имеют следующие сечения:
- верхний пояс выполнен из равнополочного уголка 100×7мм по ГОСТ 8509-86;
- нижний пояс выполнен из двух сваренных в крест равнополочных уголка 100×7мм по ГОСТ 8509-86.
Выявленное конструктивное исполнение и расположение ферм, связей и распорок по ним не соответствуют решениям, заложенным в проекте шифра 15210-КМ.
В результате проведенного обследования стропильных и фонарных ферм, а также связей по ним в осях 102’-107/А-Л были обнаружены повреждения лакокрасочного покрытия, в результате чего все поверхности и узлы их сопряжения покрыты следами поверхностной коррозии.