Визуальное обследование строительных конструкций с оценкой остаточного ресурса прочности тепломагистрали
http://expert-proect.ru/raboty-2019-goda/208-vizualnoe-obsledovanie-stroitelnykh-konstruktsij-s-otsenkoj-ostatochnogo-resursa-prochnosti-teplomagistrali#sigFreeId3dfbf6bfb1
Визуальное обследование строительных конструкций с оценкой остаточного ресурса прочности тепломагистрали М-08 на участке перехода через реку Исеть в г.Екатеринбурге.
Заказчик - ООО "АСМ-Системс".
Обследованию подверглись все доступные для осмотра существующие несущие строительные конструкции сооружения (фундаменты и мостовые балки), по техническому состоянию которых оценивалась пригодность сооружения для дальнейшей эксплуатации. Обследуемое сооружение территориально расположено в г.Екатеринбурге, в Верх-Исетском районе, около административного здания по ул.Крылова, 2Д и представляет собой мостовое пролетное строение, предназначенное для размещения тепломагистрали М-08 выше уровня земли с целью обхода реки Исеть. По конструктивной схеме сооружение выполнено по каркасной схеме, образованное однопролетной рамой, состоящей из основных вертикальных (фундаментов) и горизонтальных (мостовых балок) конструкций. Пространственная жесткость и устойчивость сооружения обеспечивается за счет жёсткого сопряжения фундаментов с грунтовым основанием и шарнирного опирания балок на фундаменты.
В ходе проведения обследования были выявлены 2 типа фундаментов:
- 1-ый тип фундамента расположен на Восточном берегу реки (со стороны ул.Крылова) и выполнен свайным на четырех сваях, по верх которых устроен ростверк.
- 2-ой тип фундамента расположен на Западном берегу реки (со стороны ул.Кондратьева) и выполнен столбчатым.
Сваи выполнены сборными железобетонными забивными поперечным сечением 350×350мм и расположены друг относительно друга на расстоянии 1200÷1500мм в плане. Поверх свайного куста устроен ростверк, выполненный монолитным железобетонным плитным с размерами в плане 3000×2400мм и высотой 400÷700мм. Столбчатый фундамент состоит из нижней части, выполненной сборной столбчатой железобетонной с размерами в плане 2880×2850мм, и верхней, выполненной монолитной железобетонной с размерами в плане 2850×680мм и высотой 1600мм.
В ходе проведения обследования было выявлено, что поверхности железобетонных конструкций фундаментов не покрыты гидроизолирующими материалами. На данный момент фундаменты подвержены негативному воздействию влаги, а дальнейшая ее эксплуатация без гидроизоляции может привести к переувлажнению бетона, что после определенного количества циклов замораживания-оттаивания способно вызвать его разрушение и, как следствие, снижение несущей способности конструкции.
В ходе осмотра поверхности железобетонных конструкций фундаментов было выявлено повреждение в виде вертикальной и горизонтальной трещин, проходящих по всему периметру монолитного железобетонного ростверка в зоне его опирания на сборную железобетонную сваю, а также на участке опирания мостовых балок на него.
Мостовые балки сооружения выполнены по однопролетной схеме, воспринимают постоянные и временные нагрузки и передают их на фундаменты. В ходе проведения обследования было установлено, что мостовые балки в количестве 2 штук расположены на расстоянии 1500мм друг от друга и выполнены из стальной трубы сечения ∅1420мм и толщиной стенки 16мм, что соответствует стальной трубе ∅1420×16мм по ГОСТ 10704-91. Опирание балок на фундаменты и передача на них вертикальных нагрузок осуществляется через подвижные опоры с размерами в плане 700×340мм и полезной высотой (от верхней поверхности фундаментов до низа мостовой балки) 200мм, что соответствует подвижной опоре Т14.57 по серии 4.903.10. Подвижные опоры предназначены для восприятия вертикальных нагрузок конструкции моста и обеспечения свободного его перемещения при температурных деформациях.Пролет мостовых балок составляет 38200мм (расстояние между подвижными опорами).
В ходе проведения обследования было выявлено, что поверхности стальных балок не покрыты гидроизолирующими материалами, что явилось причиной поверхностной коррозии балок. Отсутствие защитного слоя снижает долговечность конструкции, т.к. продолжительная коррозия способна существенно уменьшить площадь поперечного сечения балок и, таким образом, значительно снизить их несущую способность.